В переводе с французского "узорчатый". Пластичная шелковая ткань, на блестящей поверхности которой располагается матовый рисунок. Хлопчатобумажные ткани подобного рода называют дамаст. Дамассе, как и другие жаккардовые полотна, традиционно применялись для подкладки, обивки мебели, но в последние годы все чаще используются для изготовления нарядных блуз и платьев.
Мужское или женское укороченное пальто спортивного стиля со специфичными только для него особенностями: встречная складка на спине, накладная кокетка или двойные плечевые детали, застежка на пуговицы-палочки, капюшон (может быть отстегивающимся).
(От франц. decatir, основное значение — уничтожать блеск), обработка шерстяных тканей паром или горячей водой для предотвращения усадки при последующей обработке и носке и улучшения внешнего вида.
Очень плотная, двойная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения. Плотность и жесткость демикотона были очень велики. Демикотон был распространен в среде мелких чиновников и бедных горожан. Это всегда знак незначительного общественного положения.
"Декоративные" джинсы - направление в джинсовой моде. Стразы, бисер, кружева, вышивка, набивки задают тон в перевоплощении спортивности джинсовых моделей в женственную элегантность.
Очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца 20 века, тогда и возникло ее название, которое в буквальном переводе с французского означает "из Нима". Ним – город во Франции, где придумали и создали эту ткань. Она была предназначена для рабочей одежды. Скотоводы-ковбои Америки, куда деним экспортировался, оценили достоинства ткани и с удовольствием носили брюки и куртки, сшитые из нее.
Dirty Denim. Произносится "дёти дэним". В прямом переводе с англ. означает "грязные джинсы". Джинсовая ткань этого стиля выглядит испачканной и запылённой. Этот эффект достигается за счет неравномерного окраса голубой джинсовой ткани в коричневые тона. Особый метод достижения "дёти денима" достигается за за счёт варки первоначально синей джинсовой ткани (цвет индого) в определённом сорте чая, такая техника называется "Teewash".
Просторное, до пят, платье. Крой: по бокам сшивается прямоугольное полотнище, иногда только частично. Бывает с капюшоном. Ткань - либо с ярким экзотическим узором, либо гладкая, украшенная вышивкой, тесьмой и пр.
Однолетние тропическое растение возделываемое для получения лубяного волокна, из которого вырабатывают пряжу для изготовления грубых упаковочных и обивочных тканей, брезентов, а так же крученных изделий (шпагатов, веревок, канатов и т.п.).
Один из стилей одежды спортивного характера. Жакеты имеют покрой кимоно, без застежки, но с запахом. Полы жакеты удерживаются кушаком. Бывают тканевыми и вязаными.
Плотная ткань из хлопчатобумажной или шерстяной кручёной пряжи. Для диагонали характерны резко выраженные рубчики на поверхности, расположенные под углом больше 45° к кромке ткани; они получаются в результате соответствующего подбора соотношений плотности и толщины основы и утка, а также применения специального переплетения нитей. Диагональ служит для пошива воинского обмундирования (из шерстяной основы и хлопчатобумажного утка), пальто, курток и прочего.
Двунитковая шелковая материя с тонкой золотой нитью, полотняного переплетения с одним рисуночным и одним соединительным утком. Была популярна в середине XIX века.
Направление нити основы в тканях. Нити основы - это продольные нити, натянутые на ткацком станке. Поперечные нити, зарабатываемые в ткань, называются нитями утка. В переносном смысле долевая нить есть продольное направление ткани. На готовых бумажных выкройках всегда обозначено направление долевой нити. При раскладе деталей выкройки на ткани линии и стрелки с маркировкой "долевая нить" должны быть параллельны кромкам ткани. Корректный вид сшитого платья в значительной степени зависит от точно выбранного продольного направления ткани при раскрое.
Синтетические волокна, формуемые из растворов полиакрилонитрила или сополимеров, содержащих более 85% (по массе) акрилонитрила. По своим механическим свойствам полиакрилонитрильные волокна очень близки к шерсти, и в этом отношении они превосходят все остальные химические волокна. Их применяют для изготовления верхнего трикотажа, ковров, плательных и костюмных тканей. Кроме того, полиакрилонитрильные волокна используют для изготовления белья (в смеси с хлопком и вискозным волокном), гардин, брезентов, обивочных и фильтровальных тканей и др.
(От франц. drap — сукно), тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения. Драп состоит обычно из 2 слоёв, благодаря чему обладает высокими теплоизолирующими свойствами. Лицевая сторона ткани часто вырабатывается из более высококачественной шерсти, чем изнанка. В зависимости от структуры и рисунка переплетения драп может быть ворсованным и неворованным, одно- и многоцветным, с гладким лицом и рисунчатой подкладкой. Из драпа шьют зимние и демисезонные пальто.
Свободнолежащие или ниспадающие складки разного характера с последующим их закреплением. Выполняется обычно на тонких эластичных тканей крепового плетения из шелка и шерсти. Для получения плавных гибких линий ткань лучше кроить в косом направлении.
Один из основных процессов при производстве кожи и меха. При дублении между белком (коллагеном) дермы (в кожевенном производстве) и волоса (в производстве меха) и молекулами дубящего вещества образуются химические связи, в результате чего происходят необратимые изменения свойств дермы или волоса. Дубление способствует повышению температуры сваривания полуфабриката, уменьшению усадки объёма при высушивании, увеличению пористости после сушки, прочности кожи на разрыв в набухшем (обводнённом) состоянии и устойчивости к действию ферментов и различных гидролизующих агентов, снижению набухания в воде. Дубление улучшает качество волоса (упругость, смачиваемость и др.).
Клеевой прокладочный материал на трикотажной, нетканой основовязаной или тканевой основе. Основные достоинства - мягкость, драпируемость, в некоторых видах – эластичность. Применяется в основном для фронтального дублирования деталей верхней одежды. Также дублерином называют флизелин с особыми свойствами, подходящий для дублирования полочек и ответственных деталей.
Очень короткий жакет, силуэт может быть приталенным или прямым. Ткань чаще всего светлая. Названием обязан лорду Спенсеру, около 200 лет назад укоротившему полы своей куртки.
Укороченное пальто-тренчкот. Шьется из плотной ткани, обычно имеет отлетную кокетку, накладные карманы, погоны, все это отстрочено. Носят с поясом, который может быть протянут в кулиску.
Обычно шьются из клетчатой ткани, на притачных манжетах, которые застегивают под коленями на пуговицу. Вошли в моду в 20-е годы XX века в качестве спортивной одежды.
(Польск. zamsz, от нем. samisch Leder), кожа, выделанная жировым дублением из шкур оленя, овчины или опойка (см. кожевенное сырье). Отличается мягкостью, бархатистостью, водонепроницаемостью. Замша красится в различные цвета. Для замши характерна большая пористость. Из замши изготавливают предметы одежды, обувь, перчатки, она используется также для фильтрации бензина (отделение воды), шлифовки оптических стекол и пр.
Ткань, вырабатываемая атласным переплетением с плотным уточным застилом на лицевой поверхности и подвергаемая в отделке ворсованию и аппретированию, благодаря чему по внешнему виду и на ощупь она напоминает натуральную замшу. Замша тканая употребляется для изготовления спортивных костюмов, курток и т.п.
Бельевая хлопчатобумажная ткань из кручёной белёной пряжи, вырабатываемая полотняным переплетением. Предназначается главным образом для изготовления мужских рубашек. Для зефира характерно наличие вдоль основы узких полосок (просновок), состоящих частью из утолщённых белых нитей частью из тонких цветных, чередующихся между собой и с белыми нитями.
Хлопчатобумажная или шерстяная одноцветная ткань саржевого переплетения. Казинет из шерстяной пряжи был тканью для форменной одежды нижних гражданских чинов, поэтому с ним всегда было связано представление о невысоком общественном.
В текстильном производстве путём каландрирования уплотняют хлопчатобумажные, льняные, джутовые и др. ткани, придают им блеск, наносят тиснёный рисунок.
Тонкая шелковая ткань с разнообразными по композиции узорами, как правило, одноцветная. Отличительной особенностью камки было сочетание блестящего узора и матового фона, а изнаночная сторона ткани имела блестящий фон и матовый узор. Камки бывали и "двуличными", т.е. двухсторонними, при этом они были более сложной текстуры, позволяющей спрятать изнаночную поверхность в толщу ткани. Игра шелковых нитей создавала ощущение переливчатости, богатства оттенков в зависимости от характера освещения. Ткань выглядела столь же драгоценной, что и парча.
Верхняя часть мужской одежды, впервые появился в XVII веке в Англии. Во времена Людовика XIV длина камзола доходила до колен. Шился из нарядных, богато украшенных и расшитых шелковых и бархатных тканей. Как правило, были с широкими рукавами, большими накладными карманами и застежкой с множеством пуговиц. В начале XVIII века потерял рукава, затем укоротился и стал называться жилетом.
Шерстяная, а в XIX веке и хлопчатобумажная ткань. Дорогие сорта камлота ткали из верблюжьей или ангорской шерсти с примесью шелка, дававшей рыхлое, мягкое полотно. Камлот носили мужчины и женщины. Более дешевые сорта камлота изготавливались из хлопчатобумажного волокна. Причем основа натягивалась в две нити обязательно черного цвета, так что название камлот предполагает только темную окраску материи. Сведения о происхождении названия ткани камлот противоречивы.
Гибкое изделие, изготовленное из стальной проволоки, нитей, пряжи (каболок) из волокон растительного, синтетического или минерального происхождения. По способу изготовления канаты подразделяются на крученые или витые, невитые, плетеные.
(Франц. canevas), сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Применяется как основа или трафарет для вышивания, иногда в качестве прокладочного материала в одежде.
Плотная хлопчатобумажная ткань, чаще однотонная, реже набивная или с текстильным орнаментом в виде полос. Известна в России с Петровского времени. Сортов канифаса очень много. Некоторые из них использовались как ткань для парусов. Разновидностями канифаса были базин, базин-рояль и др. Благодаря своей прочности, канифас был излюбленной тканью бедноты в больших городах. Изделия из канифаса назывались то канифасными, то канифасовыми.
Довольно длинный, чаще прямой, жакет без воротника и лацканов. Назван по имени лорда Кардигана, вошел в моду в начале XIX века. В основном делаются из трикотажа, с застежкой или без, часто с большими накладными карманами.
Тончайшей выработки сукно самых разных цветов. Касторовый – сделанный из кастора. Его изготавливали из пряжи с примесью бобрового или козьего пуха. Цена кастора определялась прежде всего качеством сырья. Лучшим шляпным кастором считался марселет – это название использовалось для обозначения касторовых шляп высшего качества и является производным от названия г. Марселя во Франции.
Лёгкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Обычно кашемир изготовляется гладкокрашеным из гребённой шерстяной пряжи. Используется для пошивки женских и детских платьев и др. Кашемир получил название от так называемых кашемирских (кашмирских) шалей (ткань которых он напоминает), вырабатывавшихся из тонкой козьей шерсти в Кашмире. В конце 80-х - начале 90-х годов XIX века являлась самой модной тканью для мужской и женской верхней одежды.