Особенно красивые и мягко ниспадающие складки образуют детали, выкраиваемые по косому направлению нити, например, детали юбки, лифа с драпировкой или воротника-банта. Обычное направление долевой нити на выкройке, как правило, совпадает с линией середины. При раскрое по косой, новое положение долевой нити обозначается стрелкой, отходящей под углом 45 к линии середины детали. Важно, чтобы детали выкраивались действительно по косой, т.е. точно под углом 45 к долевой нити - а не под каким-нибудь другим углом.
(Франц. ratine), шерстяная ткань с характерной поверхностью, образуемой короткими завитками густого ворса. Ратинирование, помимо улучшения внешнего вида, придаёт ворсу большую стойкость к истиранию и используется при изготовлении высококачественных тканей для пальто (например, драп-ратин).
Получение белого или цветного узора на текстильном материале. Производится перед крашением. При белой резервной расцветке на ткань наносится печатный резервирующий состав, содержащий химические вещества (например, воск), препятствующие окрашиванию ткани в местах нанесения рисунка. Для получения цветного узора в резервирующий состав вводится краситель.
(Итал. sargia, франц. serge, от лат. sericus — шёлковый)
Ткань саржевого переплетения нитей из натуральных или химических волокон; вырабатывается в основном гладкокрашеной и набивной. Используется как подкладочная, платьевая, техническая и т.п. ткань.
(Франц. satin, от араб. зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань), ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань.
Химические волокна, получаемые из синтетических полимеров. Синтетические волокна характеризуются высокой прочностью, водостойкостью, износостойкостью, эластичностью и устойчивостью к действию химических реагентов.
(От голл. sits; первоисточник санскр. ситрас — пёстрый), лёгкая хлопчатобумажная гладкокрашеная или набивная ткань. Благодаря большому разнообразию узоров и расцветки, а также способов заключительной отделки (мягкая, жёсткая, матовая, блестящая, с тиснением) ситец широко используется для изготовления лёгкого женского и детского платья, мужских сорочек, постельного белья, занавесей и т.п.
Детали подкладки выкраиваются и стачиваются так же, как детали из основной ткани. Подкладка и изделие складываются изнаночными сторонами и скалываются. Если подкладку нельзя сшить с изделием общим швом (например, притачивая пояс к юбке), то срезы подкладки отворачиваются в сторону и пришиваются вручную.
Новые джинсы, прошедшие различные ступени обработки на пути к достижению нового стилистического вида, будь то варка или многоразовое крашение, stone-wash ("стоун-вош") - стирка с камнями или песком; не меняют и не теряют свой вид после стирки.
Ткань из шерстяной или полушерстяной пряжи. Сукно обычно вырабатывают полотняным или саржевым переплетением. Сукно используется главным образом для зимних пальто, костюмов, форменной одежды, а также как технические ткани, применяемые в качестве фильтров, прокладок, для обивки автомобилей, мебели и пр. Сукном называют также хлопчатобумажную ворсованную меланжевую или гладкокрашеную ткань, напоминающую внешним видом сукно, заменителем которого она является (главным образом для школьной формы, ватных пальто, лыжных костюмов и пр.).
Неотделанное текстильное полотно (тканое, трикотажное, нетканое). Суровье обычно подвергают разбраковке, промериванию или взвешиванию, а в некоторых случаях — чистке и штопке (шерстяные ткани), после чего передают в отделку.
Шерстяная, напоминающая домотканую ткань. Идеальный материал для костюмов и пальто делового и спортивного характера, хотя из легкого твида шьют и платья.
Высокообъёмные нити, нити из синтетических волокон, отличающиеся от обычных текстильных нитей повышенным удельным объёмом, сильной извитостью, рыхлой структурой и в ряде случаев большой упругой растяжимостью.
(Голландский tijk, английский tick), плотная ткань саржевого или полотняного переплетения нитей с продольными широкими пестроткаными или печатными цветными полосами. Вырабатывается из льняной или хлопчатобумажной пряжи. Используется для матрацев, мебельных чехлов, занавесей и т.п.
Ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства. Орнаментация тканей художественных, строящаяся обычно по принципу ритмичных повторов, достигается либо путём переплетения нитей, либо набивным способом, а также вышивкой.
Ткани, рассчитанные на то, что будут использованы в одном комплекте одежды. Они сочетаются друг с другом по фактуре, цвету и узору. Допустим, один и тот же орнамент или мотив дается на каждой из тканей-компаньонов в своем масштабе (там крупнее, здесь мельче). Используется прием "негатив-позитив". Или на одном фоне – разные рисунки.
Плотная костюмная ткань из шерстяной, полушерстяной, хлопчатобумажной пряжи с примесью химических волокон. Вырабатывается саржевым или мелкоузорчатым переплетением нитей; имеет четко выраженный рисунок в виде рубчиков, полосок, клеток и т.д.
Одно из главных основовязаных переплетений трикотажных.
Спортивная, театральная одежда из трикотажа, плотно облегающая тело.
Ткань или прозрачное плетение из тонких ниток в виде равномерных мелких круглых ячеек. Сочетание ячеек, заполненных плетением и незаполненных, образует узор, чаще всего геометрический или растительный орнамент. Тюль был наиболее модным в эпоху ампир и использовался для пошива легких платьев-туник.
(От франц. feutre – войлок), материал, получаемый валянием пуха главным образом зайцев, кроликов и коз, отходов меха, тонкой и полугрубой шерсти. В зависимости от внешней отделки различают фетр гладкий и ворсовой. Ворсовой, в свою очередь, делится на: "под замшу", коротковорсовой, велюр и длинноворсовой. Фетр вырабатывается в виде колпаков для шляп, беретов, так называемых чулок для изготовления тонких (фетровых) валенок, а также в виде листов, из которых выкраивают детали обуви, технические изделия (фильтры, прокладки и т.п.).
(Франц. flanelle, от англ. flannel, от в английск. gwlan – шерсть), мягкая лёгкая хлопчатобумажная или шерстяная ткань с начёсанным ворсом; вырабатывается полотняным или саржевым переплетением нитей. Шерстяная фланель используется для пошива костюмов и пальто, хлопчатобумажная – для тёплого женского и детского платья, халатов, белья.
Представляет собой полотно нетканое с нанесенным на одной стороне клеем. Предназначается для легкой промышленности и применяется в качестве прокладочного материала при пошиве одежды.
Волокна, получаемые из органических природных и синтетических полимеров. В зависимости от вида исходного сырья волокна химические подразделяются на синтетические (из синтетических полимеров) и искусственные (из природных полимеров).
Текстильная ткань из хлопчатобумажной или смешанной (выработанной из смеси хлопка и химических волокон) пряжи. Влаговпитывающие хлопчатобумажные ткани применяют для полотенец (лицевых, махровых) и носовых платков. Полотенца вырабатывают из кардной пряжи. Обладают хорошей влагоёмкостью благодаря высокой гигроскопичности пряжи и использованию вафельного или ворсового переплетения. Декоративные ткани (гобеленовые, ворсовые и др.) используются для обивки мебели и изготовления портьер. Кроме перечисленных хлопчатобумажных тканей, вырабатываются также марля, технические ткани различного назначения, тарные и упаковочные ткани, а также байковые и летние одеяла, покрывала и скатерти.
Название ткани и краски ярко-красного цвета. В середине века эту краску получали из насекомых, краппа (корень марены) или сандалового дерева. Ткань применяли для пошива парадной одежды светских и церковных сановников.
(Англ. cheviot), одно из распространённых названий шерстяных и полушерстяных камвольных и тонкосуконных костюмных тканей. Шевиот изготовляют из шерстяной простой и кручёной пряжи, часто с применением хлопчатобумажной пряжи в основе или утке, а иногда из скрученных вместе шерстяной и хлопчатобумажной пряж. Шевиот предназначается для пошива костюмов, ведомственной и школьной форм.
Относится к жаккардовым тканям со сложным рисунком плетения, имеет в структуре одну или несколько шенилловых нитей. Качественный шенилл не подвержен пиллингу (т.е. на поверхности ткани не образуются так называемые "катышки").
Текстильная ткань из натурального шёлка или химических волокон. Шелковые ткани выпускают отбелёнными, окрашенными, набивными, пестроткаными, меланжевыми. По назначению шелковые ткани можно условно разделить на следующие группы: платьевые, сорочечные, подкладочные, плащевые, костюмные и пальтовые, галстучные, для предметов женского туалета (корсетные) и галантерейных изделий.
Текстильная ткань, выработанная из чистошерстяной пряжи или в сочетании её с др. видами нитей, а также из пряжи, полученной из шерсти в смеси с др. волокнами.
Натуральное волокно, сырье для изготовления валяных изделий, пряжи для вязания и ткачества. Состриженную весной и осенью шерсть моют, просушивают, сортируют, чешут и прядут в нить. Наиболее часто используются: шерсть альпака, шерсть ангора, шерсть верблюжья, шерсть кашмир, шерсть мериносовая - красивая пушистая тонкая шерсть овцы мериноса, шерсть мохер - шерсть ангорских коз, которых разводят в Испании, Малой Азии, Южной Америке, пушистая, длинная, мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, пышно завитая, естественный цвет - белый.
Ткань, вырабатываемая из хлопчатобумажной, шерстяной пряжи, различных химических нитей саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку, типичным для тканей национальной шотландской одежды. Шотландку используют для пошива платьев и верхних мужских сорочек.
Клетчатая юбка, запахивающаяся спереди, со складками сзади и по бокам. Заимствована из национальной одежды шотландцев, поэтому ее еще называют "кильт". Может быть отделана бахромой по вертикальному краю впереди, с застежкой на крупные металлические пряжки или большую декоративную булавку. У шотландцев и ирландцев как элемент национального костюма носится мужчинами.
(Нем. Spalier, от итал. spalliera), стенной безворсовый ковер с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканный ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения.