Однолетнее растение, возделываемое для получения лубяного волокна, из которого вырабатывают пряжу для изготовления упаковочных тканей, крученых нитей и крученых изделий (шпагатов, веревок, канатов и т.п.).
Клетчатая юбка, запахивающаяся спереди, со складками сзади и по бокам. Заимствована из национальной одежды шотландцев, поэтому ее еще называют "шотландской". Может быть отделана бахромой по вертикальному краю впереди, с застежкой на крупные металлические пряжки или большую декоративную булавку. У шотландцев и ирландцев как элемент национального костюма носится мужчинами.
Национальная японская одежда, халат особого покроя с широкими рукавами, стянутый широким поясом - "оби". В наше время слово "кимоно" употребляется для обозначения особого покроя рукава - цельнокроеного, вырезанного вместе с полочкой и спинкой. Когда пройма его располагается низко, доходит до талии, рукав называется "летучая мышь". Стилем "кимоно" называют вещи европейского характера, в которых используются какие-либо черты японского костюма - не только рукав, но, например, принцип кроя, характер ткани, пропорции и т.д.
Хлопчатобумажная ткань с набивным узором. В XIX веке употреблялась главным образом на подкладку. На Руси эта ткань высоко ценилась за тончайшие набивные узоры. Афанасий Никитин упоминает киндяк среди тканей, производимых в Камбее (порт в заливе Индийского океана). В XIX веке набивные хлопчатобумажные ткани уже не так высоко ценились, так как был механизирован не только процесс ткачества, но и нанесения многоцветного орнамента в технике набойки, который до изобретения специальной машины получали лишь вручную.
Плотная прочная многослойная хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из тонкой кручёной пряжи. Кирза, обработанная плёнкообразующими веществами, используется как заменитель кожи; применяется также для изготовления прорезиненных приводных ремней.
В полиграфии — техническое сукно, употребляемое для обтяжки печатных барабанов литографских машин.
Очень тонкая, полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, которая в XIX веке изготавливалась цветной, узорчатой и покрывалась вышитыми орнаментами. В первое десятилетие XIX века самой модной была кисея белого цвета. Позднее с отказом от подражания античным образцам во внешнем облике, вышла из моды, и появиться на балу в белом считалось дурным тоном. По своим техническим и художественным качествам кисея близка к муслину.
Ткань из химических волокон, реже хлопчатобумажная, льняная или вискозная, покрытая водонепроницаемой пленкой из синтетического пленкообразователя (напр., поливинилхлорида) или растительного масла. Используется для бытовых нужд.
Ткань, шерстяная или шелковая, сотканная на двух основах, которые располагаются одна над другой. Нижняя сторона ткани – гладкая, натянутая, а верхняя как бы присобрана, имеет выпуклый, пузырчатый рисунок. Из нее шьют куртки, платья, в том числе и вечерние. С эффектом клоке выпускаются и хлопчатобумажные ткани – их не делают на двух основах, просто подвергают специальной обработке, чтобы добиться эффекта сжатости, шероховатости.
Плотная шерстяная или полушерстяная ткань с диагональными полосами из двух разноцветных крученых нитей. Используется в основном для пошива мужских пальто.
Отделочная деталь, образованная двумя окружностями, проведенными из одной точки с плавным уменьшением радиуса до пересечения внешней окружности с внутренней. Кокилье прикрепляют к середине переда внутренним срезом. Внешний срез свободно драпируется под тяжестью ткани.
(От франц. calencar — индийская или персидская хлопчатобумажная материя; заимствование из перс. яз.), гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, употребляемая главным образом для книжных переплётов и подкладки для одежды. Большая жёсткость и лощёность коленкора достигается дополнительным аппретированием (см. аппретирование). Коленкор использовался для пошива белья, цветной и более дорогой - для отделки, подкладки, церковных нужд. Коленкор служил также основой для изготовления набивных тканей - миткаля, ситца.
Кручёная нить большой прочности из хлопчатобумажного или химического волокна, используемая для изготовления автокорда, корд-шнура и некоторых др. текстильных изделий, употребляемых в резиновой промышленности в качестве полуфабрикатов (или составных частей) резиновых изделий.
Шерстяная ткань особого переплетения, создающего на её лицевой поверхности продольные рубчики шириной около 3—8 мм. В зависимости от плотности и толщины корд употребляют для пошивки платьев, костюмов или пальто. Наиболее тяжёлыми и плотными кордами обивают сиденья легковых автомобилей.
Шнуровка, стягивающая женскую фигуру. Появились в XIV веке, особое распространение получили в XVI-XVII веках в период господства "испанской" моды. Также корсетом (корсетиком) называли и верхние женские кофточки в обтяжку, которые носили с юбкой, поверх нее.
Придание текстилю, коже, бумаге, пластмассам и другим материалам окраски, обладающей достаточной для практических целей устойчивостью к действию света, водным и мыльным обработкам, трению и т. п. В отличие от крашения, нанесение на специально подготовленную поверхность слоя жидкого лакокрасочного материала, образующего после высыхания сплошную твёрдую плёнку, называют окраской (см. лакокрасочные покрытия).
(Франц. crкpe, от лат. crispus — шероховатый, волнистый), группа тканей, главным образом шёлковых. Наиболее распространены: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Достоинства крепа — хорошая драпируемость и малая сминаемость. Креп применяется для шитья женских платьев и костюмов.
Хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из предварительно окрашенной пряжи, что позволяло получать цветные геометрические орнаменты в виде полос и клеток. Иногда такой рисунок дополнялся орнаментом в технике набойки. Название ткани "кретон" – производное от названия первоначального центра производства – Creton в Нормандии (Франция). Так как кретон был довольно плотным, его охотно использовали для обивки мебели, занавесок, тентов и различных драпировок.
Одно из синтетических полотен. Объемное, пластичное, мягкое. Не мнется, легко стирается. Первое время пользовался невероятной популярностью, однако в последние годы уступил всякого рода смескам, которые больше напоминают натуральные ткани со всеми их достоинствами.
Широкая юбка из плотной ткани, натянутая на проволочный каркас. С помощью кринолина был создан особый силуэт женской фигуры - тонкая, стянутая корсетом талия и очень широкая юбка.
Крупноузорчатые переплетения позволяют получить на поверхности ткани разнообразные световые эффекты, а в сочетании с разными цветами и материалом нитей — красивые, мягкие переходы тонов и резко очерченные контуры узоров, иногда весьма сложных (орнаменты, пейзажи, портреты и т.п.).
Изделия, получаемые в результате скручивания пряжи, комплексных нитей, тонких полосок бумаги и пленок. К крученым изделиям относятся швейные нитки, шпагат, шнуры, веревки, канаты. Крученые нити для выработки тканей, трикотажа, сетей и т.п. к крученым изделиям и не относятся.
Одна из важнейших групп красителей; нерастворимы в воде; По химическому строению делятся на полициклические, индигоидные и тиоиндигоидные. Кубовые красители выпускаются всех цветов, кроме ярко-красного. Полициклические кубовые красители очень прочны.
(Тюрк.), хлопчато-бумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный (пунцовый) цвет, использовалась в основном для пошива сарафанов и мужских сорочек в русской крестьянской среде.
(В переводе с французского "моющийся, стирающийся"). Название относится к тканям, подвергшимся специальной обработке типа "стирай-носи". Независимо от того, какие волокна используются, ткань мягкая и хорошо стирается.
Торговое название полиэфирного волокна, выпускаемого в России; то же, что терилен (Великобритания), дакрон (США), теторон (Япония), диолен (ФРГ), элана (ПНР), тергаль (Франция) и другие полиэтилентерефталатные волокна, различающиеся технологией производства.
Ткань атласного переплетения из натурального или искусственного шелка, с одной стороны типа крепмарокена, с другой - блестящая. Была популярна в 30-е годы XX века. Современное ламе - блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.
(От англ. lasting, буквально — прочный), хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, напоминающая по внешнему виду сатин. Ластик — лёгкая, шелковистая, блестящая ткань. При отделке ластик подвергается мерсеризации, пропитывается смягчающими аппретами (см. аппретирование). Выпускается ластик главным образом гладкокрашеным, реже набивным. Употребляется для подкладок, рубашек и платьев.
Шелковая ткань, изначально привозная, с Востока – отсюда и название, т.е. с Леванта. Так же, как и грогрон, гродетур, громуар и т.д., производилась только гладкокрашеной, однотонной. Какого-то определенного цвета левантин не имел. Он мог быть не только серым или стальным, но и различных синих оттенков.
(От нем. Leder — кожа), хлопчатобумажная ткань, на одну сторону которой нанесена окрашенная непрозрачная гибкая плёнка из пластифицированной нитроцеллюлозы, наполнителей и пигментов. Изготовляется из отбелённой, суровой или крашеной ткани; обычно для этой цели применяется миткаль. Ледерин имеет глянцевую эффектную поверхность с ясно выраженным рисунком тиснения. Применяется в полиграфии как материал для переплётов.
Из стеблей растения лен добывают волокна, из которых прядут льняную пряжу для льняного полотна. Льняное полотно имеет очень гладкую поверхность с матовым блеском, мало загрязняется и не осыпается. Благодаря гигроскопичности одежда из льна способствует естественной терморегуляции тела и особенно подходит для ношения летом и в тропических условиях.
Ткань вырабатывается из льняной пряжи. Наиболее ценные свойства льняной ткани — высокая прочность и способность впитывать влагу при сравнительно большой воздухо- и теплопроницаемости, а также стойкость против гниения. Льняные ткани отличаются также добротностью, повышенной жёсткостью, которые усиливаются аппретированием. Льняные ткани весьма носки и дают сравнительно небольшую усадку при увлажнении. По назначению и структуре различают следующие виды льняных тканей: столовые камчатные (скатерти, салфетки); полотенечные камчатные и махровые; холсты и полотенца гладкие; костюмно-плательные ткани (рогожки, трико и другие); полотна простынные, тонкие (бельевые), террасные и тики; грубые (технические), бортовки, парусины брезентовые, паковочные и мешочные ткани, а также пожарные рукава и другие. Льняные ткани выпускаются суровыми, полубелыми, белыми и крашеными. Высокими качествами (несминаемость, износостойкость и др.) отличаются ткани из льна с лавсаном.
Шерстяная или полушерстяная (т.е. с добавлением другого волокна, например, хлопка) ткань с глянцевитой блестящей поверхностью, которая образуется в результате специальной обработки уже готовой материи. Лучшие сорта люстрина использовались для женской одежды, а более грубые шли на мужские пиджаки и пальто.
Китайская шелковая материя с изображением драконов. Мадаполам - (от Мадаполлам — название бывшего пригорода города Нарсапур в Индии), хлопчатобумажная бельевая ткань полотняного переплетения, гладкая, глянцевитая и жёсткая на ощупь. Суровьём для мадаполама служит миткаль, подвергаемый при отделке белению, сравнительно сильному аппретированию и лощению.
(От греч. elastos — гибкий, тягучий), текстурированные нити, обладающие большой упругой растяжимостью, повышенным удельным объёмом, спиралеобразной извитостью и пушистостью. Он идёт на изготовление чулочно-носочных и спортивных изделий, платьевых, блузочных и других тканей. Изделия из эластика обладают повышенной формоустойчивостью, способностью впитывать влагу, хорошими теплозащитными свойствами.
Текстурированные нити, вырабатываемые из термопластических синтетических волокон. Малорастяжимые текстурированные нити, полученные из полиамидных (капроновых) волокон, называются мэрон, а из полиэфирных (лавсановых) волокон — мэлан. Малорастяжимые текстурированные нити обладают повышенной объёмностью, пушистостью, мягкостью и по сравнению с высокоэластичными нитями (см. эластик) небольшой растяжимостью. Малорастяжимые текстурированные нити широко применяются для выработки верхнего трикотажа и тканей для драпировок и др.
Сукно черного или темно-коричневого цвета с белыми прожилками. Меланжевая шерстяная ткань, которая может быть использована для пальто, костюмов. Нередко так называют и сам цвет: темное волокно с небольшими добавками белого.
(Франц. marquisette), лёгкая, тонкая, прозрачная хлопчатобумажная или шёлковая ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из очень тонкой кручёной пряжи. Маркизет выпускается главным образом набивным (с рисунком), реже белым, гладкокрашеным. Хлопчатобумажный маркизет при отделке мерсеризуется (см. мерсеризация), благодаря чему приобретает шелковистость и блеск. Из маркизета шьют летние платья, блузки, женское бельё и др.
(От франц. marli — кисея), лёгкая, прозрачная, рыхлая, гигроскопичная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Марля выпускается отбеленная реже суровая. Употребляется как перевязочный материал, а также для швейного приклада, наклейки карт и т.п.